Масштабная картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» автором которой, как утверждают некоторые эксперты, является никто иной, как Караваджо, нынешним летом может быть выставлена на продажу. Несмотря на то, что специалисты так и не пришли к единому мнению по поводу авторства найденного на чердаке полотна, его предварительная оценка ошеломляет.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/a74/673695.jpg

Продавцы, которые настаивают, что картина — это авторский вариант «Юдифи, обезглавливающей Олоферна», написанный в 1607 году — считают, что она стоит от 100 до 150 миллионов евро (от 114 до 171 миллиона долларов США). Французский искусствовед Эрик Туркин назвал такую сумму, основываясь на «цене в 160 миллионов евро, за которую амстердамский Рейксмузеум и парижский Лувр совместно купили двойной портрет авторства Рембрандта» в 2016 году.

«Юдифь...» была обнаружена в 2014 году во время уборки протекающего чердака в большом доме в Тулузе. В течение двух лет мир ничего не знал о находке, пока в 2016 году она не была представлена в Министерстве культуры Франции. Правительство ввело 30-месячный запрет на экспорт картины, чтобы Лувр решил, стоит ли её покупать. Музей отказался от сделки, и когда срок действия ограничения истёк в декабре 2018 года, власти разрешили продать полотно на открытом рынке. Владельцы заявили, что работа будет выставлена на торги без резерва (минимальная цена, по которой продавец соглашается расстаться с работой), что несколько необычно при таком эстимейте.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/8ec/673699.jpg

Арт-эксперт Эрик Туркин представляет после реставрации картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» в Лондоне 28 февраля 2019 года. Фото: Daniel Leal-Olivas / AFP


Эрик Туркин заявляет, что нежелание Лувра приобретать находку отнюдь не означает, что музей сомневается в авторстве Караваджо. По его словам, цена в 100 миллионов евро — это 15-летний бюджет учреждения на покупки, в собрании которого уже имеются три исключительные работы итальянского мастера.

В качестве доказательства того, что недавно обнаруженная картина — это легендарная вторая версия библейской сцены, историки приводят письмо фламандского художника Франса Пурбуса Младшего, который видел её в 1607 году у живописца и арт-дилера Луи Финсона, последователя Караваджо. Далее в истории картины есть пробелы, которые, по словам Туркина, объясняются тем, что «Караваджо был совершенно не в моде с 1650-го по 1950 год. Его картины ничего не стоили, их никто не искал».

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/a8c/639843.jpg


Микеланджело Меризи де Караваджо. Юдифь и Олоферн
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1599) — подтверждённое произведение Караваджо из коллекции Палаццо Барберини в Риме


Между тем, известно, что Финсон сделал копию «Юдифи...», и искусствовед Мина Грегори считает, что найденное полотно принадлежит именно ему. Те же, кто поддерживают версию Караваджо, указывают на общее качество работы и наличие пентименто (исправлений). Они свидетельствуют, что художник корректировал замысел во время создания композиции, чего не бывает в копиях.

https://artchive.ru/res/media/img/oy400/work/4a2/323329.jpeg

Караваджо, «Марта и Мария Магдалина» (1598). Детройтский институт искусств

Эрик Туркин напомнил об аукционе Christie's в 1971 году, где была выставлена картина Караваджо «Марта и Мария Магдалина», обнаруженная в Южной Америке. Тогда Майкл Леви, руководитель Национальной галереи в Лондоне, поставил авторство под сомнение, и полотно не удалось продать. Вскоре после этого оно было куплено в частном порядке для Детройтского института искусств. «Сегодня ни один показ Караваджо не обходится без письма [запроса на аренду, — ред.], отправленного в Детройт», — сказал Туркин.

С 1 по 9 марта «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» выставлена в лондонской галерее Colnaghi.

https://artchive.ru/news/3890~Karavadzho_s_cherdaka_ot_kotorogo_otkazalsja_Luvr_otsenen_v_170_mln

Бывают же чердаки на свете!

<‐ Назад к списку публикаций <‐ На главную